Измерение производительности
Некоторые юзабилити-тестирования ориентированы на получение чётких, количественных данных. В большинстве случаев эти данные представлены в форме метрик производительности, – сколько времени занимает выделение блока текста с помощью клавиатуры, мыши или трекбола? Как расположение клавиши Backspace влияет на частоту появления ошибок?
Часто в процессе проектирования продукта ориентируются на достижение подобных целей. Цели в таком случае могут формулироваться в виде условий, например: «пользователь должен иметь возможность установить соединение с Интернет без ошибок или по бесплатной линии» или «Основная задача должна выполняться за время не превышающее часа 75 процентами пользователей». Эти условия устанавливаются на базе изначального тестирования предыдущей версии или продуктов-конкурентов.
Должна быть поставлена цель, определены задачи, спроектированы тесты и непосредственно поставлен эксперимент. При измерениях производительности необходимо учитывать следующие моменты:Критерий выполнения задачи должен быть количественно определён
Как оговаривалось ранее, задачи должны быть выражены в величинах, подлежащих определению, однако, для измерений производительности необходимо, чтобы они имели чёткий критерий в виде численно-выраженой величины. К примеру, вы можете задаться вопросом: «что более эффективно, кнопки на управляющей панели или «горячие клавиши». Ответ на сформулированный таким образом вопрос можно получить при помощи тестирования двух интерфейсов, одного, ориентированного на «горячие клавиши», и второго, основанного на панелях с кнопками. Производительность каждого пользователя определяется при помощи замеров времени, потраченного им на выполнение каждого задания и при помощи журнала допущенных пользователем ошибок.
Структура эксперимента действительно важна
Поскольку задачей тестов с измерением производительности является получение корректных количественных данных, структура эксперимента также должна быть корректной. Количественные тесты предполагают, что изменения в независимых переменных (таких, как наличие кнопок на панели или доступность «горячих клавиш») отразятся на зависимых (в нашем случае, на времени, затрачиваемом на запуск команд, использующих одну или две опции).
Это влияние называется экспериментальным эффектом. Тем не менее, если дополнительные факторы будут внесены в структуру теста, этот эффект может быть искажен и эксперимент окажется статистически недостоверен, поскольку будет испорчен влиянием неучтенных факторов. Эксперимент должен быть спроектирован с учётом возникновения возможных искажающих факторов, чтобы устранить всё, что может повлиять на экспериментальный эффект.
Данные не сообщают всех подробностей
По некоторым причинам тестирования, исключительно ориентированные на сбор данных, касающихся измерения производительности, не так распространены, как это могло бы показаться. Такие тестирования требуют очень скрупулезно спроектированных тестов и значительных ресурсов. У большинства компаний на такие тестирования нет ни времени, ни денег. Кроме этого, масштаб получаемых с их помощью результатов зачастую очень невелик. Действительно ли так важно, что использование «горячих клавиш» вместо панелей с кнопками даёт выигрыш в полсекунды? Возможно важно, если вы разрабатываете программное обеспечение для центров обработки заказов, и экономия половины секунды на каждом звонке, помноженная на тысячи операторов по всей стране, может сократить годовые расходы на миллионы долларов. Но для большинства офисных приложений экономия в половину секунды не представляет реальной важности.
Когда стоит использовать данную методику
Измерение производительности используется на начальных этапах для задания контрольных замеров для процесса проектирования. Также оно используется на протяжении всего проектирования для измерения того, насколько далеко удалось продвинуться относительно этих контрольных замеров.
наверх к оглавлению
Карточная сортировка
Карточная сортировка — это классификационный метод, при котором пользователи сортируют различные элементы разрабатываемого ПП по нескольким категориям.
Для проведения карточной сортировки создается список параметров, которые предполагается подвергнуть классификации, после чего каждый из указанных параметров выписывается на отдельной карточке. Карточки предъявляются пользователям, которых инструктируют сгруппировать наиболее логичным, по их мнению, образом.
Полученную в результате карточной сортировки информацию используют для организации пользовательского интерфейса.
наверх к оглавлению
|
Дизайн, информационное наполнение - Александр Ширышев |
Метод фокусных групп
Метод фокусных групп заключается в опросе специально отобранной группы пользователей. В исследование, которое обычно продолжается около 2 часов, вовлекается от 6 до 9 пользователей. Основное достоинство фокусных групп состоит в том, что они позволяют выявлять спонтанные реакции и идеи и оценивать отношение к этим идеям группы в целом.
Как правило, участники группы воспринимают происходящее как относительно свободный неструктурированный процесс, но ведущий группы должен иметь предварительный сценарий работы, вытекающий из целей исследования, и следить, чтобы групповая дискуссия не выходила из русла обсуждаемой проблемы. Кроме того, необходимо добиваться равного участия в дискуссии всех членов группы. Достаточно часто бывает, что в группе выделяется лидер, доминирующий над остальными участниками. Такие ситуации мешают свободному выражению мыслей и идей остальных членов группы и также нуждаются в коррекции.
Результаты работы фокусной группы заносятся в специальный протокол для дальнейшей обработки. Сбор детальной информации при этом методе затруднен из-за относительной стихийности группового процесса, поэтому рекомендуется проводить несколько фокусных групп, состоящих из репрезентативных пользователей.
Метод фокусных групп подходит для того, чтобы быстро поучить диапазон мнений и оценок пользователей по поводу тех или иных вещей. Он очень полезен для определения, в самом общем виде, потребностей и предпочтений вашей аудитории. Он подходит для проверки того, насколько актуальна и востребована программа и насколько его «ценное предложение» привлекательно для пользователей. Кроме того, это хороший способ для подбора названий функции и опций, а также выяснения, что люди думают о ваших конкурентах.
Однако метод фокусных групп не позволяет определить, как работает ваша программа и самое главное как ее можно улучшить. С помощью этого метода вы можете узнавать те вещи, которые нужно знать на ранних этапах, еще до начала непосредственной разработки. Конечно, этот метод можно применять и позже, например, для уточнения деталей или при пользовательском тестировании. Но метод фокусных групп не может вам показать, насколько людям удобно и легко пользоваться вашей программой, поэтому нельзя путать этот метод с другим – юзабилити-тестирование.
наверх к оглавлению