Интернет через Ethernet


         

Борьба с деревьями.



Борьба с деревьями.

Можно смело сказать, что больше всего протягивать кабеля мешают не широкие дороги с большим потоком машин, а обычные деревья. Потому что встречаются в работе гораздо чаще, а преодолевать их иногда даже сложнее, чем автострады.

Самый неприятный случай - когда деревья выше крыш домов. При этом строительство линии может превратиться в акробатику, требующую не только "отработанного" броска веревки с камнем, но и навыков древолазания.

Но для начала рассмотрим пример достаточно простой протяжки, с минимальным количеством деревьев. Для выполнения работы понадобилось две веревки средней толщины длиной около 40 метров, и 3 человека.

Пояснять тут особенно нечего (лучше один раз увидеть), поэтому ограничусь самыми краткими замечаниями.



Броня П-296.



Рисунок 1.56. Броня П-296.


И тут проблема - сжигаем П296 и получаем... Медную проволоку, спутанную со стальной. Такой винегрет на цветмет не примут. Охотники на кабелем иногда (увы не всегда и не сразу) думают, и возиться за бесплатно не любят.

Однако, при всех достоинствах, у П-296 имеется один большой недостаток - его невозможно обжимать в стандартных вилках RJ45 и на стандартных кроссах. А из-за толщины практически нельзя прокладывать в шахтах слаботочной проводки. Поэтому при работе с этим кабелем приходится делать переход на стандартную витую пару.

Перед началом сращивания кабелей необходимо определить, какие проводники используются для соединения:



Деревья посередине протяжки.



Рисунок 1.28. Деревья посередине протяжки.


Такие деревья нельзя "обойти" с натянутой веревкой. Их кроны просто выше крыш домов, и завести сверху ничего не получится. Остается только вариант подъема с использованием перекидвания, срубания веток. Могут помочь дополнительные направляющие веревки (с помощью которых основной канат можно в некоторой степени отводить в сторону).

Однако на рисунке почти безвыходная ситуация - кабель нужно было заранее провести между двух деревьев. Т.е. небольшая ошибка в первоначальном плане, и нужно по крайней мере половину работы начинать сначала.

Так как в данном случае строилась по сути времянка, было решено положиться на уникальные свойства П-296. И расчет оправдался - через два года линия была спокойно заменена на постоянную (разумеется, проложенную по другому маршруту).

И последнее. Деревья мешают не только во время протяжки. Высокие тополя довольно чато ломаются. Небольшой шквалистый ветер, и можно наблюдать следующую картину:





Деревья средней сложности.



Рисунок 1.27. Деревья средней сложности.


Немного вдали виден дом (серая хрущевка), куда приходит провод (обозначен красными стрелками). Слева - недоступное здание, имеющее отношение к министерству образования.

Этот участок протяжки был относительно не сложен. Веревка была спущена с крыши, и "обведена" между ветками (насколько это было возможно в данной ситуации). Делается это следующим образом:

Один человек внизу, и один на крыше держат веревку "внатяг". Передвигаясь по земле нужно постараться обойти деревья (или наиболее мешающие ветки) одну за другой. Т.е. пройдя за дерево, отойти как можно дальше в сторону (насколько позволят соседние деревья), далее натянуть (поднять по диагонали с крыши) веревку как можно выше, и завести ее уже сверху на дерево. После этого можно "положить" веревку на верхние, тонкие ветви кроны. Затем операцию повторить со следующим деревом.

На словах процесс выглядит несложным, однако реально часто бывает, что ветви соседних деревьев переплетаются, и нужно их перебрасывать подобно проводам освещения. Так же, порой приходится преодолевать небольшие, но плотно сросшиеся деревья или кустарники.

Кстати, можно использовать разный подход к разным видам деревьев. Прочность ветвей (она всегда будет казаться слишком большой), их направления (вверх или вниз), гладкость коры - все можно учитывать для максимально эффективной работы.

В общем, в данной протяжке с большим трудом, но удалось миновать деревья, растущие близко к зданиям. Однако, в середине протяжки встретилась следующая проблема:



Фантомное питание переменным током.



Рисунок 1.72. Фантомное питание переменным током.


На фото - система фантомного питания узла (на два порта). Мощность до 3 киловатт, напряжение - 220 Вольт переменного тока. Встроена защита сигнальной линии (Ethernet) и защита силовой части. Проверенная дальность работы под нагрузкой - 200 метров на скорости 100 Мб.

В заключение несколько приспособлений для работы с П-296.

Так как катушки весьма тяжелые, для их размотки можно использовать следующую несложную конструкцию:



Фантомное питание постоянным током.



Рисунок 1.71. Фантомное питание постоянным током.


В точки +300V и -300V подается выпрямленное и сглаженное конденсатором напряжение, а с точек 1, 2 его можно снять и подать в блок питания. Но и тут есть ограничения:

Напряжение 300 Вольт можно использовать только на П296, КСПП, и аналогичных, на это рассчитанных. Для обычной витой пары использовать более 50-60 Вольт крайне опасно. Защита по току обязательна, хотя бы в виде плавких предохранителей. Первичную и вторичную обмотку надо мотать отдельно. Первичную на одной половинке кольца, а вторичную на второй, так, что бы между ними был воздушный промежуток. На кабелях (которые под напряжением) надо рисовать "Череп с костями" или "Не влезай, убьет". Обмотки с отводом от середины надо мотать двойным проводом, а потом соответственно соединять концы - так как они должны быть строго симметричны. В противном случае возможно насыщение сердечника.

Фантомное питание переменным током несколько сложнее, и его описание выходит далеко на рамки данной книги. Но такие устройства существуют:



Газовый паяльник.



Рисунок 1.67. Газовый паяльник.


При монтаже кабельных систем очень часто бывает нужно спаивать кабеля различных типов. И подобный инструмент почти незаменим при проведении работ вдали от электрической розетки, на пересеченной местности подвалов, чердаков и крыш.

Составляющие:

Нужно купить обычную газовую горелку (стоит она всего несколько долларов), и баллон газа для заправки зажигалок. Автомобильный хомут (на фото его видно, размер 16 на 23). 3 велосипедных спицы, диаметр 2 мм. Жало от 20-ти ваттного паяльника. Гайку с резьбой чуть меньше диаметра жала

Технология изготовления следующая:
Зажать гайку в тисках и ввернуть в нее жало. Нужно чтобы жало выступало на 5-6 мм с уже нарезанной резьбой. В гайке просверлить 2-х мм отверстия, пока не пойдет медная стружка от жала. Затем ввернуть в отверстия спицы (на спицах есть резьба), и согнуть как это можно видеть на фото. Обрезать лишнее и загнать под хомут.

Разумеется, в продаже можно найти китайские газовые паяльники. Однако у них откровенно хлипкие насадки и субтильная конструкция. А показанный вариант выдержит любого монтажника (ну или почти любого). Плюс работает надежнее, и стоит дешевле.

Но спайка не единственный способ соединения медных жил. Сварка часто бывает надежнее и дешевле. Для потребуется специальный низковольтный трансформатор.



Прокладки "воздушек".



Глава 1. Прокладки "воздушек".

Война план покажет.

Довольно часто задается вопрос - "как кабеля подвешиваются между домами"? Ответ прост - любую работу делают люди. И в строительстве "воздушек" (подвесных кабельных линий) то же нет никаких особых сложностях, все будет понятно из примеров.

Поэтому материал, изложенный ниже, является скорее списком практических работ, а не законченным руководством. Тем не менее, некоторые попытки обобщения опыта прокладок все же сделаны - вам судить о успехе этого начинания.

Нужно сказать заранее, что не все способы одобрит инспектор по технике безопасности, и прочие официальные органы. Однако, похожим способом в России уже несколько десятилетий монтируются сети кабельного телевидения, радиофикации, и Ethernet не будет исключением. Слишком далеки правила от реальности.

Однако, это не значит, что нормы не надо знать, совсем наоборот. Поэтому вопросам согласования целиком посвящена одна из следующих глав. Кратко - прокладка подвесных кабельных линий - это строительство. На него требуется сначала получить согласование места (скажем, в районной администрации, управе, ДЕЗе, РЕМПе). Затем заказать проект. Потом можно строить (формально должна выполнять лицензированная организация). Если сеть коммерческого назначения - то предстоит сдача с участием УГНСИ (по приказу № 113).

Но в данной части перейдем сразу к примерам.

И последнее, главное. Работать на крыше можно только застрахованным (привязанным). По крайней мере, если крыша не плоская, и не окружена высоким капитальным бордюром (хотя некоторые специалисты рекомендуют страховаться и в этом случае, что бы не расслабляться). Страховочная система стоит от 300 рублей, монтажный пояс можно найти даже бесплатно. Конечно, это несколько неудобно, но быстро привыкаешь. Жизнь - в любом случае дороже.



Главное не промахнуться...



Рисунок 1.15. Главное не промахнуться...


Поэтому, перекидывается конец другой веревки, как показано стрелочкой, "от дома" к дороге.

Задача помошника - держать веревку максимально высоко, в натяг с крыши дома, что бы ничего не мешало проезду машин и троллейбусов, до тех пор, пока не будет перекинута через "освещенку" вторая веревка.



Исходная позиция перед протяжкой.



Рисунок 1.10. Исходная позиция перед протяжкой.


На рисунке - исходная позиция. На нее можно выходить не торопясь, помех это никому не создаст. Но дальше нужно действовать быстро и аккуратно.

Человек сверху справа - пока статист. Сверху слева - управляет веревкой. Это совсем не синекура - в один момент нужно ослабить, в другой - натянуть, в третий - перейти вдоль крыши, что бы было удобно обойти припятствие. Двое внизу - основной "перекидающий" и помошник.

Первая задача помошника - постоянно держать веревку натянутой (не туго, но без слабины). Иначе она запутается, ее затопчут прохожие, а на проезжей части - и того хуже. Вторая - выдавать "перекидывающему" конец удобной длины, помогать укладывать веревку перед броском.

Метать груз удобно, стоя почти под проводами, в полоборота. Важно хорошо уложить веревку - кольцами на ровном месте. Витки обязательно должны идти сверху вниз, если смотреть от груза.

Остается выбрать удобное место, дождаться "окна" в потоке машин. И - перекинуть веревку. Если вам кажется, что это просто - посмотрите, как это выглядит в реальности. Провода - высоко, стекла - близко. Кругом люди и машины.



Использование существующих коммуникаций.



Использование существующих коммуникаций.

В современном городе с трудом можно найти крышу, через которую уже не проложены линии радиофикации, кабельного телевидения, или даже телефонии. Разумеется, не всегда они по направлению совпадают со строящейся сетью Ethernet, но такое бывает очень часто. В конце концов, цели строителей этих весьма разных сетей во многом совпадают.

Можно ли использовать уже имеющиеся коммуникации? Безусловно.

Самый простой способ - разъединить имеющийся кабель, перетянуть его на одну сторону с двойной веревкой, после чего вытянуть обратно (и привести соединение в прежнее состояние). К сожалению, рекомендовать подобное (мягко говоря) нельзя.

Трогать чужое имущество - далеко не лучший вариант проведения работ. В то же время, есть два пути - часто кабельное хозяйство бывает брошенным (особенно этим грешат ранние сети кабельного телевидения), и его можно использовать практически без опасений. Второе - договориться с собственником на кратковременное рассоединение линии. Если услуга некритична - это вполне реально.

Еще одна возможность - часто монтажники при предыдущих прокладках оставляют своеобразные "закладки" на будущее. Например, таким можно смело считать кусок полевки, который проходит над сложной улицей, и не ведет к какому-либо оборудованию. После использования такой закладки очень желательно все привести в исходное состояние - взаимная вежливость на крыше просто необходима.

Но есть способ, который за счет технической сложности позволяет решить организационные вопросы. Это механизм можно назвать "веревкоходом", или, вернее, проволокоходом.

Конструкций существует множество, вот только некоторые из них:



Изготовление петли.



Рисунок 1.34. Изготовление петли.


Если мал вес - его можно легко добавить. Причем, не стесняясь, тяжелым подшипником. А внизу, надо заметить, оживленная улица. Люди ходят толпами, машины ездят...

В общем, примотали, не жалея стальной проволоки. Если рухнет, то только вместе с опорным П-296, никак не иначе. Перетереться ничего не может - петля с 5-ти миллиметровым тросом выдержит многое. П-296 то же не гнилая нитка.



Экран работающего сервера - еще в режиме отладки.



Рисунок 7.5. Экран работающего сервера - еще в режиме отладки.


На карте района обозначены дома, в них кружочками отмечены лифтовые (подъезды). В зависимости от типа сработавшего датчика, кружочек окрашивается в свой цвет, одновременно подается звуковой сигнал.

Далее диспетчер может из предлагаемого меню выбрать операцию - от набора номера милиции при срабатывании сигнализации, до ответа на вызов из кабины лифта. Параллельно ведется несколько журналов учета событий (в том числе журнал выдачи тех самых желанных для сетестроителей ключей от хозпомещений). Возможен удаленный контроль системы из инстанции более высокого уровня, при условии, если сеть подключена к internet.

Данная система была успешно испытана (около 10 узлов), и должна была устанавливаться (с непринципиальными доработками) на экспериментальный участок. Однако к большому сожалению, организационные неурядицы поставили на этом проекте жирный крест...



Это совсем простой участокКабель, как обычно, показан красными стрелочками.



Рисунок 1.5. Это совсем простой участок. Кабель, как обычно, показан красными стрелочками.


Такой небольшой пролет можно просто перекинуть, но есть риск. Веревка запутается, рука дрогнет - и груз окажется в чьем-то окне. Есть правило - не кидать на крыше веревку с грузом. Долетит просто веревка - хорошо. Не долетит - опускать на землю. Изыски а-ля Робин Гуд или Давид до добра людей без соответствующей подготовки не доводят. Что, кстати, было не раз доказано печальным опытом.

Так кабель был доведен до цели, закреплен, и работа пошла в обратную сторону. Для натяжки мы поднимались на крыши вдвоем, т.к. в одиночку натянуть и привязать кабель почти невозможно. Нельзя сказать, что это было просто, но открытий тут нет. Один человек натягивает, второй в это время закрепляет кабель на стойке.

Перед натяжкой пролета между домами №№2-3 кабель был отвязан от дерева. Далее, много хлопот причинила протяжка по крышам лифтовых 10 подьездов, с закреплением и натяжкой на каждой. Кабель тяжелый, тянуть его тяжело.

После закрепления на крыше дома №2, остаток был спущен вниз.



Этот провод соответствует примерно 4-5 этажу обычного дома.



Рисунок 1.8. Этот провод соответствует примерно 4-5 этажу обычного дома.


Вот, пожалуй, самый высокий провод, который мне пришлось перебрасывать (выделен красной линией). С середины крыши 3-х этажной школы, провод уходит через дорогу на крышу 12-этажки.

Но вернемся к прокладке. Посмотрим, как выглядит будущая трасса с земли.



Кабель перекинут.



Рисунок 1.36. Кабель перекинут.


...И вполне благополучно приходит в руки ожидающих монтажников. Вернее, почти приходит. Скольжение было настолько плохое, что пришлось немного потрясти опорный П-296 на последних метрах дистанции - петля застряла не доходя 8-10 метров.

Впрочем, несколько рывков, и груз достигает цели. Кабель закрепляется, работа завершена...

Повторюсь, что несмотря на вполне невинное окончание операции, повторять ее крайне не рекомендуется. Вера в "авось" может и культурная традиция России, но и о технике безопасности надо подумать. :-)



Классический подвес на столбе освещения.



Рисунок 1.38. Классический подвес на столбе освещения.


Тут подвешен не один, а сразу три кабеля (бывает и больше). Проблем с такими линиями не много, были бы в порядке столбы. Использовано оптоволокно с внешним несущим тросом (восьмеркой), его можно крепить к самым недорогим подвесным системам.

Прокладки начинаются c установки крепежа на столбы. Обычно это делается с самой простой раздвижной лестницы, только в исключительных случаях применяется автовышка. Так проходится вся трасса, заодно определяется план работ и сложные участки.

Затем по тому же самому сценарию подвешивается кабель. Сначала (в черновую) это делается без натяга, столб за столбом проходится монтажниками с кабелем. Часто его для удобства сматывают восьмеркой, так и переносят по всей трассе (и даже оставляют бухту на ночь привязанным повыше на столбе).

Но возможна и работа "с барабана". Технически последний способ сложнее, но считается, что при этом риск повреждения кабеля минимален. Впрочем на практике, вдали от инструкций и начальников, разница отсутствует - кабель перед крепежом все равно разматывается по земле, так как тяжелая тележка с барабаном неповоротлива и неудобна.

Сложные места (деревья, оживленные улицы) преодолеваются с автовышкой. Ведь перебросить кабель тут мало - нужно его еще правильно закрепить на большой высоте.

Вторая часть - натяжение. Проводится оно от середины линии к краям. Так же последовательно, столб за столбом трасса приводится в надлежащий вид. Однако, автовышку второй раз стараются не вызывать, и часто в результате процесса можно видеть следующие "артефакты":



Коммуникации в Японии.



Рисунок 1.37. Коммуникации в Японии.


В Японии такие коммуникации используют не от хорошей жизни - в условиях частых землетрясений прокладывать трассы под землей почти невозможно.

Ниже приведены несколько примеров, которые иллюстрируют данный метод применительно к Российскому Ethernet-провайдингу.



Конструкция веревкохода.



Рисунок 1.30. Конструкция веревкохода.


Подробно описывать устройство не имеет смысла. Полагаю, все хорошо видно из фотографий.

Потребительские свойства следующие: веревкоход заезжает по кабелю с углом в 40-45 град. Потом начинают пробуксовывать колеса. Когда был подвешен груз 3 килограмма - проблем не возникало, скорость движения составила 5 м/мин.

Питание - два аккумулятора от радиостанций Maxon (10.8 В, 0.8 А/ч каждая), их хватает на 1 час работы. Хочется особо отметить "автомобильную" составляющую. Действительно, это источник целой кучи серийных (и не дорогих) устройств с 12-ти вольтовым питанием. Остается только их использовать "по назначению".

Если приспособить к этому автомобильную сигнализацию, то можно получить весьма "умное" приспособление с дистанционным управлением. Которое будет способно передвигаться в обе стороны, и даже выполнять простейшие действия (например, "довезти" веревку до определенной точки, и затем отпустить конец).

Доработка не такая и большая, но достаточно одной "хитрой" протяжки, что бы все затраты окупились, что называется, с лихвой.

Ниже показан еще один "веревкоход":



Крепеж кабеля к проволоке



Крепеж кабеля к проволоке

Способы крепежа кабеля к тросу (проволоке) можно разделить на на два типа.

Первый - соединение перед протяжкой (капроновые стяжки, проволока, жестяные или металлические скобы). В этом случае кабель растягивается рядом с тросом и прикрепляется (с небольшим запасом) через 0,6-0,8 метра кусочками проволоки или жестяными скобами. Иногда используют капроновые стяжки, но они могут разрушаться под действием ультрафиолета или морозов, поэтому применять их все же не желательно.

В стесненных условиях можно осуществлять крепеж такого типа и по мере протяжки линии. Для этого понадобится несколько дополнительных монтажников, или работа приобретет циклический характер - протяжка 5-х метров - остановка для крепления - и т.д.

После протяжки кабель жестко прикреплен к проволоке, и может смещаться лишь незначительно, в пределах одной-двух точек крепления. Это позволит немного выправить неравномерность крепежа, но не более того. Как монтаж, так и демонтаж проволоки придется проводить только вместе с кабелем.

Минусы данного способа очевидны - с кабелем линию сложнее натягивать, его нельзя оперативно заменить без полного демонтажа, да и повреждение (особенно если это оптика) в ходе работ более вероятно. Тем не менее, данная технология весьма удобна для коротких линий с легким кабелем. Навыки требуются минимальные, и работа производится быстро.

Однако, для сложных длинных протяжек, особенно с тяжелым кабелем, рационально сначала натянуть проволоку, а затем по ней провесить кабель. Самое простое - использовать скользящие зажимы из проволоки (хотя фабричные металлические скобы более надежны).



Крепление и подвес кабеля.



Крепление и подвес кабеля.

История подвешивания кабеля в воздухе насчитывает уже несколько веков. За это время было выработано великое множество приспособлений и технологий. Если посетить специализированную фирму, то можно увидеть каталоги, содержащие сотни позиций разнообразного крепежа...

Но стоимость специализированного оборудования весьма велика, тратить несколько десятков долларов на точку большинству домашних сетей не по карману. Поэтому, в нижеследующем материале будут рассмотрены способы сделать надежную линию без больших затрат.

Начать протяжку нужно с выбора точки крепления кабеля на крыше дома. Хороших мест не так и много. А законных, к сожалению, того меньше. Строго говоря, крепить можно только в место, согласованное с владельцем дома или эксплуатирующей организацией. Либо к трубостойке (анкеру), специально предназначенной для крепления воздушных линий по проекту.

Таким образом, первая возможность - это стойки радиофикации и телевизионные антенны. Крепить к ним просто и удобно - единственная проблема - могут возникнуть вопросы от собственников стоек. При их урегулировании кабельная инфраструктура буквально обретает "землю под ногами". Поэтому данный способ безусловно наиболее предпочтительный.

Что делать, если трубостоек нет, или их владельцы категорически против? Если идти полностью законным путем остается один выход - согласовывать место крепления, возможно ставить свою трубостойку. Это реально, но не дешево.

Если исходить из здравого смысла, требование к точке крепление простое - в случае форс-мажорных обчтоятельств кабельная линия должна разрушиться заведомо раньше, чем точка крепления. Поэтому ни в коем случае нельзя использовать для крепежа ограждения крыш (это опаснейший вариант), и прочие недостаточно прочные элементы.

Хорошо подойдут арматурные крюки капитальных стен, перекрытий, стропила деревянных крыш, и т.п. При их отсутствии можно, например, установить анкер в стену.

Следующее, на что нужно обратить внимание в точке крепежа - долговечность узла. Проволока, трос, стяжки - все используемые материалы не должны иметь люфта, седущего к постепенному перетиранию элементов. Так же нельзя использовать материалы "на излом", или другим свособом ведущим к преждевременному разрушению.


Но перейдем непосредственно к подвесу - эта тема проще в организационном плане (согдасования не требуются), но зато значительно более сложна в техническом.

Можно разделить протяжки на два принципиально разных способа -


С использованием троса (проволоки). Самонесущий кабель.

Выбор допустимого натяжения как кабеля, так и троса (проволоки) можно рассчитать по специальной формуле:
Т=PL/8F.
Где Р - вес кабеля в кг/метр, Т - натяжение кабеля в кг, L - длинна пролета в метрах, F - стрела провиса в метрах. На самом деле вместо кг используют N (Ньютоны). Р - N/m, T - N
Далее, взяв значение допустимого напряжения для проволоки, можно получить ее минимальный диаметр.

Однако на практике расчетами никто себя не утруждает. Тем более, допустимые величины получаются очень небольшими. Так, по одной из моих прикидок получилось, что для двухсот метрового пролета достаточно проволоки диаметров 0,8 мм. И это с двукратным кратным запасом прочности.

В результате была применена оцинкованная 3-х миллиметровая проволока, недорогая и удобная в работе. Полагаю, что 4-5 мм. хватит с огромным запасом на самые длинные и сложные линии. Так как стоимость проволоки невелика, экономить на ней нет смысла.

Еще одну рекомендацию можно получить из СНиП 3.05.06-85.
3.81. Диаметр и марка каната, а также расстояние между анкерными и промежуточными креплениями каната определяются в рабочих чертежах. Стрела провеса каната после подвески кабелей должна быть в пределах 1/40 — 1/60 длины пролета. Расстояния между подвесками кабелей должны быть не более 800 - 1000 мм.

То есть при протяжке в 200 метров нормальная величина стрелы провеса (отклонение вниз от идеальной прямой) должен составлять порядка 5-ти метров (а это целых 2 этажа). Из этого можно вывести два важных вывода.
Во-первых, если линия проходит над какими-либо инженерными коммуникациями, нельзя рассчитывать, что кабель пройдет по прямой линии между точками.
Во вторых, не надо и пытаться натянуть трос "как струну". Пользы это не принесет, только лишняя нагрузка на материалы. Поэтому нет смысла массово применять тали и лебедки - подавляющее большинство линий можно натянуть силами 2-3 человек.


Крепление несущего троса кабеля-восьмерки.



Рисунок 1.51. Крепление несущего троса кабеля-восьмерки.


Красной стрелкой показан кабель, трос которого завязан на опоре. При этом узлов нет - для фиксации использована проволока.

Значительно сложнее крепить самонесущий кабель с внутренними упрочняющими элементами. Классический пример - П-296, внутренняя металлическая оплетка которого легко выдерживает нагрузку около 100 кг.

По сути единственный цивилизованный способ - спиральные зажимы. Существуют еще клиновые зажимы, но они менее удобны и заметно дороже, поэтому распространения не получили.



Крепление при помощи спирального зажима.



Рисунок 1.52. Крепление при помощи спирального зажима.


Зажим представляет собой несколько сталистных проволок, соединенных вместе и скрученных в спираль. На внутреннюю поверхность нанесен абразив, препятствующий скольжению. В процессе крепежа зажим как бы наматывается на кабель, и чем больше усилие, вытягивающее его из спирали, тем плотнее сжимается зажим.

Механизм этот прост, и весьма надежен. Однако стоимость спирального зажима составляет более десяти долларов, не всегда эти средства имеются в наличии. Поэтому часто применяются решения подобные следующему:



Крепление самонесущего кабеля



Крепление самонесущего кабеля

Самонесущий кабель бывает двух видов - с внешним тросом (восьмерка), и с внутренними упрочняющими элементами (наиболее распространен П-296).

С креплением кабеля-восьмерки проблем не возникает. Конец несущего троса отделяется от кабеля и закрепляется наиболее удобным способом за опору. Если линия предполагается к сдаче в ГСН - желательно использовать специальный сертифицированный крепеж. В противном случае можно использовать более простой способ.



Крепление самонесущего кабеля подручными средствами.



Рисунок 1.53. Крепление самонесущего кабеля подручными средствами.


В данном случае использован кусок резинового шланга для защиты изоляции, металлический пруток и сантехнические хомуты.Так же известны способы, использующие самозатягивающийся проволочный бандаж (подобно спиральному зажиму) или альпинистский инвентарь для крепления веревок.

При крайней нужде можно обернуть кабель несколько раз вокруг трубостойки, и закрепить концы проволокой. Метод не слишком красивый, но надежный и простой. Правда надо сказать, что такое обращение может выдержать только медный кабель типа П-296. С оптоволокном эксперименты проводить не рекомендуется.



Металлический ящик.



Рисунок 7.2. Металлический ящик.


Стоимость изготовления с хорошим замком и окраской порошковой эмалью составила порядка $25. Толщина металла 2,5 мм. Крышка выполнена сдвижной, такую существенно сложнее сломать. В целом конструкция весьма прочна, сломать ее без хорошей фомки/ломика затруднительно.

Дно ящика отсутствует - т.к. он все равно намертво пристреливается к стене закраинами. Вместо дна есть кронштейны для крепления монтажной панели из гетинакса (дешевле) или текстолита (дороже).

Ящик состоит из двух частей - закрытая на замок компьютерная часть, и закрытая простой крышкой "под болт" коммутационная панель. Это дает возможность разделить уровни обслуживания системы в целом.

2. Плата цифрового ввода-вывода.



Начало подъема.



Рисунок 1.23. Начало подъема.


При подъеме необходимо постараться до последнего придерживать веревку, что бы она аккуратно миновала все ветви деревьев. Бывало, что качание при резком подъеме так запутывало веревку, что приходилось начинать сначала не только работу, но и покупать новую оснастку.



Начало сращивания проволоки.



Рисунок 1.43. Начало сращивания проволоки.


Концы проволоки берутся немного "накрест" навстречу друг-другу с приличным запасом (около 60-70 см). Затем один конец обвивается вокруг другой проволоки примерно на 1/3-1/4 оставленного "запаса".

Затем то же самое проделывается со вторым концом. Следующим действием концы проволоки загибаются и навиваются в обратном направлении уже навстречу друг другу.



Надрез центрального блока П-296.



Рисунок 1.59. Надрез центрального блока П-296.


Длина надреза может быть небольшой - достаточно получить "хвостики" для захвата плоскогубцами (т.е. 10-20 мм). Надрез нужно делать с двух противоположных сторон - тогда разделить центральный блок можно будет без особого труда. Далее остается только освободить проводники на большую длину. Проще всего это сделать "разрыванием" центрального блока вдоль сделанного надреза. Для этого используются плоскогубцы, и не помешает помощник (вместо последнего можно удерживать кабель в удобном положении ногами или дополнительным крепежом).



Навивка в обратную сторону.



Рисунок 1.44. Навивка в обратную сторону.


Чем плотнее навита проволока, тем лучше.



Образование "барашков".



Рисунок 1.42. Образование "барашков".


Особенно часто они возникают если проволока разматывается не со специального вращающегося держателя, а через край, виток за витком. Только чуть-чуть расслабиться, недоглядеть - проволока перекрутится, и в линию уйдет маленький и незаметный "барашек". При всей внешней безобидности это почти 100% разрыв. Последствия которого могут быть весьма тяжелыми.

Самое неприятное, проволока может сломаться не сразу. Иногда через час, иногда через неделю. А иногда и через год. Самый тяжелый случай был у нас при протяжке 350 метрового пролета тяжелой бронированной оптикой.

Проволока была 4-х миллиметровая, вполне достойного качества. Но - через несколько недель переломилась. Кабель оказался прочным, выбрал слабину и провис над ремонтной базой. Раскачиваясь на ветру, сломал антенну на одном из строений... Обозленное руководство базы дало команду крановщику порвать кабель.

История дальше была длинная, но закончилась тривиально. Муфта, сварка, и повторно сделанная работа. Все за свой счет. А виноват был всего-то "барашек" на проволоке.

Второй навык, который совершенно необходим для работы с проволокой - это умение ее соединять. На практике данный процесс не слишком прост - вязать сталь как веревку нельзя. Усталость материала рано или поздно сделает свое кристаллическое дело. Поэтому разработано несколько способов, один из которых описан ниже:



Окончание протяжки.



Рисунок 1.17. Окончание протяжки.


Затем все поднимаются на крышу, и помогают коллегам перетянуть кабель, закрепить его, развести по крыше.

Заодно, разумеется, порадоваться сделанной работе.



Окончательный вид.



Рисунок 1.46. Окончательный вид.


Вот и окончательный результат. При самом минимальном навыке, работа по соединению занимает несколько минут. Выполнить его вполне по силам одному человеку, хотя с помощником значительно удобнее.

Остается только отметить, что как ни надежна скрутка - без нее все же намного лучше. Поэтому проволоку нужно разматывать очень аккуратно.



Окончательный вид скрутки П-296.



Рисунок 1.63. Окончательный вид скрутки П-296.


Витая пара укладывается "петлей", и все вместе плотно заматывается изолентой. Это дает "сносный" внешний вид, защиту от кратковременного воздействия воды, пыли, и прочих агрессивных сред (включая посторонних людей).

Следующей по распространенности является разделка кабеля П-296 в розетке.

Похожим способом можно сделать соединение на специальном кроссе, или, например, грозозащите. Технический процесс не нуждается в пояснениях, полагаю, все понятно из фотографии.



Остатки кабеля после натяжения.



Рисунок 1.39. Остатки кабеля после натяжения.


Внешне хорошего в такой картине мало, однако разварка в муфту стоит дорого, снижает надежность, и по сути не добавляет изящества линии. В то же время, такой "остаток" можно использовать в будущем для ремонта или разветвления. Так и висит бухточка кабеля до лучших времен.

Всем хороша магистраль по столбам. Однако, при таком способе прокладки самым непростым делом становится ввод кабеля в точку назначения. Сложно попасть в здание удаленное более чем несколько десятков метров от линии столбов. Порой приходится проложить кабель по нескольким домам, что бы наконец попасть в нужный.

Линия при этом может выглядеть следующим образом:



Отдельные полезные советы.



Отдельные полезные советы.

Вообще говоря, существует огромное множество хитростей и приспособлений, которые сильно облегчают работу по монтажу и обслуживанию домашних сетей. Все их перечислить нереально - да и новые постоянно появляются - прогресс не стоит на месте.

Но имеет смысл показать хотя бы несколько простых приспособлений (которые вполне можно сделать своими руками и (или) с минимальными затратами. Не думаю, что приведенные примеры принесут пользу буквально, как инструкция к применению. Максимум - будут использованы в качестве прототипа. Однако надеюсь, что у монтажников возникнет желание облегчить свой труд, и... Появятся новые "полезные советы".

Начать хочется с самодельного газового паяльника:



Относительно широкая дорога с интенсивным движениемНо нет ни высоких проводов, ни деревьев.



Рисунок 1.6. Относительно широкая дорога с интенсивным движением. Но нет ни высоких проводов, ни деревьев.


Далее переход между домами №№1-2 был проведен по обычному методу. Только крыши были повыше, да машин побольше. Всего протяжка заняла часа 3-4 тяжелой работы. Это надо признать вполне удовлетворительным достижением.

В завершение, интересное дополнение. Так как кабель такого типа (П-296, описан в конце данной главы) был использован впервые, было решено провести эксперимент. Для начала, не стали отрезать конец (метров 50 из 500 метровой бухты), и подсоединили витопарный "хвостик" длиной 3 метра прямо к оконечному разъему. На стороне абонента витая пара была спущена с чердака и проведена по квартире. Всего ушло около 40 метров UТР.

К сожалению, "такого" линия не перенесла. Хотя "линки" на устройствах загорелись, и скорее всего, более приличное железо заработало бы (позже был успешно сделан линк в "полную бухту"). Но в данном случае пришлось идти и отрезать "запас". После этого все пришло в норму.



П-296 после снятия изоляции и брони.



Рисунок 1.58. П-296 после снятия изоляции и брони.


Что бы не изорвать (буквально) руки остатками стальной брони, нужно обернуть место разреза оболочки несколькими слоями изоляционной ленты. Защита простая и надежная. Так же не помешает скрутить экран в плотную косичку - не будет риска запутаться в нем, и привести этим в "нетоварный" вид. Если присмотреться к центральному блоку, хорошо видно, как по спирали идут проводники. Поэтому можно определить место, где делать надрез - в промежутке между "красной" и "белой" жилой. Резать нужно аккуратно - соскользнувший нож может повредить окружающие предметы (в том числе руки, ноги, или другие выступающие части тела). Изолента на иллюстрации играет роль буфера.



Переезд улицы на ролике.



Рисунок 1.33. Переезд улицы на ролике.


Длина пролета, который был пройден в данном случае - около 300 метров. Простейшее устройство, всего несколько минут - и пролет пройден.

Однако, надо осознавать риск применения подобных приспособлений. Может произойти серьезная трагедия, если что-то пойдет не так, как рассчитано. Поэтому применять самоделки надо очень осмотрительно, по возможности максимально страхуясь от несчастных случаев разного рода - от отказа системы до обрыва несущего кабеля.

И главное, нельзя применять в качестве груза случайные металлические конструкции. Мешочек с песком или мелкой дробью на порядок безопаснее. В этом плане фотография демонстрирует то, как делать ни надо ни в коем случае.

А следующий материал вообще можно отнести к разряду экстремальных. К повторению его можно рекомендовать только в самых редких случаях, когда при большом наклоне несущего кабеля ролик не требуется.

Перейдем к описанию протяжки.

...Линия "предшественников" упрощала задачу - при большом перепаде высот хотелось просто опустить петлю с новым кабелем "по направляющей" П-296. Однако, попытка была неудачной. Петля из оптоволокна с несущим тросом не достигнув и половины пути остановилась и дальше не пошла. Сильный боковой ветер и малый вес оптоволокна свел на нет все усилия.

По хорошему, надо остановиться, и начать заново с лучшей технической подготовкой. Применить ролик, или более сложный самодвижущийся аппарат. Но действует обычная штурмовщина, сильна вера в "авось"... И бригада решается на опасный трюк. По другому, в общем, это назвать нельзя.



Переезд улицы на скольжении петли.



Рисунок 1.35. Переезд улицы на скольжении петли.


Груз отпущен вниз, и быстро удаляется по направлению к соседней крыше.



Перекидывание троллейбусных проводов.



Рисунок 1.13. Перекидывание троллейбусных проводов.


Следующая позиция. Ничего нового, главное, что бы вы добрались до нее (от предыдущей) быстро, за 2-3 минуты. Троллейбусные токонесущие провода (как и трамвайные) сверху защищены проволокой. Поэтому, нет ничего страшного в том, что на них лежит веревка.

Помошник при этом должен держать веревку "внятяг", что бы она не мешала проезду машин.

Действуя по описанному выше алгоритму (веревку уложить кольцами, кинуть, перетянуть, уложить), попадаем в следующую ситуацию:



Перетяжка кабеля.



Рисунок 1.24. Перетяжка кабеля.


Дальше все просто - можно сказать, дело техники. К концу поднятой и слегка натянутой веревки привязывается кабель (в данном случае оптоволокно), и не торопясь перетягивается на другую сторону.

Вся работа заняла примерно 20-30 минут.

Следующая протяжка намного сложнее. Только посмотрите на эти "уральские джунгли":



Подвод питания по неиспользуемым в Ethernet парам.



Рисунок 1.70. Подвод питания по неиспользуемым в Ethernet парам.


Способ прост, недорог. Единственное, что ограничивает его применение - это дальность, вернее падение напряжения в проводниках. Предположим, что сопротивление 100-метровой линии составляет 30 Ом, а потребляемый активным оборудованием ток 1А по 12 Вольтам. Тогда падение напряжения в проводнике составит 30 Вольт, и для питания устройства придется подавать в линию 42 Вольта.

В теории, проблему можно решить подняв напряжение при передаче, и понижая его перед потребителем электричества. Но изоляция витой пары не расcчитана на высокое напряжение, и данный метод нельзя рекомендовать на практике.

Что делать, если нет свободных пар, например при использовании П-296?

Выход есть и в этом случае - фантомное питание. По тем же проводникам, которые используются для передачи полезного сигнала, можно передавать как постоянный ток, так и переменный.

Идея использования постоянного тока понятна из следующего рисунка:



Порта ввода-вывода.



Рисунок 7.3. 32/32 порта ввода-вывода.


В небольшой серии (50 шт.) ее цена составила менее $10.

В случае, если 32 порта ввода и 32 порта вывода недостаточно, можно использовать схему активной матрицы. При ее использовании возможно управлять любым разумным количеством устройств (для матрицы 32*32 - 1024 устройства). Кроме того, матрица позволяет хорошо экономить на гальванической развязке (а ее стоимость около $0,3-0,4 за линию).

При проектировании платы в спешке не были учтены кое-какие мелочи, например неудачно расположены выходные разъемы. Но в целом, изделие показало себя вполне надежным и полностью пригодным для решения поставленной задачи.

3. Блок питания.

Был использован обычный импульсный блок питания от РС-совместимого компьютера 220/12(5) В. С него сняли металлический корпус, выпаяли лишние разъемы, убрали выключатель 220 В. Вентилятор так же был снят.

Проведенный эксперимент показал, что при использовании маломощных (на 2000 год) компьютеров (486/66, Р1/75) и отсутствии энергопотребляющей периферии, вполне хватает даже штатных радиаторов. Можно было заменить штатные радиаторы на самодельные большего размера, но это не потребовалось. Стоимость блоков питания при оптовой закупке менее $10.

4. Компьютер.

Макет собирался на 486-40МГц, 8 Мб ОЗУ. Стоимость его составила порядка $15 Единственный уязвимый узел - жесткий диск - в системе коммунального компьютера не использовался. Так же надо сказать, что условия в лифтовых сравнительно мало отличаются от комнатных. Температура не падает ниже нуля. Влажность невелика. Пыль не страшна системе, установленной в закрытом корпусе, без принудительного охлаждения.

При возможности, использовался процессор на минимальной частоте - для сокращения до минимума теплоотдачи. Вместо вентилятора охлаждения процессора применялся радиатор от P1 с увеличенной поверхностью.

5. Сетевая плата.

Стандартная плата ethernet под ISA слот, на 10 Мбит. Реально на блоки устанавливался один из распространенных вариантов на чипе UMС 9008, зарекомендовавший себя весьма устойчивым в работе.


Для загрузки использовался bootrom с "самодельной" прошивкой под Linux. Прошивка и серверный софт обеспечивают запуск при самых "кривых" вариантах перезагрузки. Надежность системы была в полной мере оценена при полевых испытаниях, совпавших с грозовым сезоном. Стоимость c микросхемой bootrom составила $12.

6. Устройство аппаратного согласования (УАС).

Служит для управления речевым каналом или другими специфическими устройствами, используемыми в лифтовой голосовой связи. Коммутация осуществляется при помощи портов платы цифрового ввода-вывода. Диспетчер по вызову (или без такового) может удаленно с сервера подключать к усилителю нужную линию. При этом для вызова и передачи голосовой информации используется только одна медная пара.

Так же на плате УАС размещена гальваническая развязка датчиков типа сухой контакт. С их помощью можно получать служебную лифтовую телеметрию, показания датчиков охраны, т.е. управлять или контролировать практически любую систему.

Для сохранения работоспособности в самых неблагоприятных условиях коммутация собрана на реле (дорого, но надежно). Белые корпуса - гальваническая развязка.


После перекидывания "освещенки".



Рисунок 1.12. После перекидывания "освещенки".


В таком положении нужно оказаться после перекидывания веревки через первую "освещенку". Черной стрелочкой обозначено движение машин, которым придется так или иначе вас обьезжать. Главное при этом не нервничать, действовать спокойно и предсказуемо.

Перекидывание троллейбусных проводов по сути ничем не отличается от предыдущей операции. Только придется действовать быстро - все происходит посередине оживленной дороги.

Очень много будет зависить от расторопности помощника - придержать, подать, подтянуть, ослабить. Даже задержать на минуту поток автомобилей (в конце концов, все люди, и можно договориться).



Приспособление для натяжения проволоки или троса.



Рисунок 1.69. Приспособление для натяжения проволоки или троса.


Принцип действия понятен из фотографии. Проволока зажимается между пластинами, затем посредством рычага натягивается талрепом или лебедкой. Преимущество зажима - его можно легко крепить с любом месте проволоки, легко передвигать... И все это не повреждая проволоки.

Следующая часто встречающаяся проблема в домашних сетях - подвод электропитания к активному оборудованию. Действительно, далеко не всегда можно найти рядом с узлом розетку 220V. До нее могут быть десятки и даже сотни метров.

Если проводка выполняется стандартной четырехпарной витой парой, можно использовать стандартную схему, где питание подводится по неиспользуемым в Ethernet парам (Power over Ethernet, PoE).



Приспособление для перевозки и размотки П-296/П-270.



Рисунок 1.74. Приспособление для перевозки и размотки П-296/П-270.


А на такой тележке кабель можно не только разматывать, но и перевозить на небольшие расстояния.